Непосредственно образовательная деятельность для детей
среднего возраста « Осенние детсадовские посиделки»
Мирсаяпова Марина Васильевна воспитатель 1 кв. категории
МКДОУ Д/с №1 КВ г.Сатка Челябинская область.
Цель: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.
Задачи:
Образовательная: учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек». Учить подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом, лепка бубликов, а так же закрепить отгадывание загадок про овощи, фрукты называть их, делить на группы и знать, из чего можно сварить «Компот и борщ».
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде, о дружбе. Научить играть в русские народные игры, работать с соленым тестом. Научить называть овощи, фрукты, делить их на две группы. Рассказать, что можно приготовить из овощей, и фруктов. Познакомить с новой игрой «компот» и «борщ». Разучить песни «Пых, пых самовар», «Жили у бабуси два веселых гуся».
Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук. Модули овощей и фруктов две кастрюльки разного цвета. Игра «Карусель» -петушок. Почта от Емели атрибуты к игре «Почини носочки» (носочки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов. Подарки для хозяюшки бусы и платок.
Интеграция образовательных областей:
• Коммуникация;
• Познание (картина мира);
• Художественное творчество (лепка);
Ход занятия:
Дети стоят перед дверью группы нарядные в русские народные костюмы. Входят в группу под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.
Дети входят в зал, их встречает хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте!
Гости званные и желанные
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
1ый ребенок: Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.
2ой ребенок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками
(преподносит хозяюшке подарки: бусы, платок.)
Хозяюшка: Ой, спасибо детки за ваши подарки. Проходите, присаживайтесь.
( дети проходят и присаживаются на лавочку).
Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю (дети садятся за столы и приступают к работе.)
На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь.
(пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).
Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «Ручеек». (дети становятся парами и играют в игру «Ручеек» под русскую народную мелодию).
После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка открывает письмо и читает.
(письмо от Емели).
Здравствуйте дорогие ребята!
Я, Емеля из русской народной сказки. Я, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба поставьте, пожалуйста, на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.
Хозяюшка: Ребята, давайте поможем Емели починить носки?
(На доску вывешиваются носочки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).
(хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).
Хозяюшка: Молодцы ребята, починили все носки Емели. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носочки
(хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).
Хозяюшка: как вы думаете, из чего связаны эти носочки, какие они? (ответы детей). Хозяюшка начинает собирать посылку для Емели.
Хозяюшка: Ой, ребятки, а здесь в посылке, что- то ещё есть, а ну ка угадайте, что это и достает загадки про овощи и фрукты.
( дети по очереди читают загадку наизусть, а другие отгадывают и отгадку достают из посылки и подразделяют их на 2 группы овощи и фрукты).
Загадки:
Семьдесят одежек,
И все без застежек. (капуста).
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает тот слезы проливает. (лук).
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице..(морковь).
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы - панамочки
Прячутся в зной... (яблочки)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам... (свекла)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос.
Сладок мягкий... (абрикос)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый... (помидор)
Хозяюшка: скажите мне ребята, что такое овощи? А что такое фрукты? Что варят из овощей, а что из фруктов? (ответы детей).
Хозяюшка: поиграем мы с вами в игру «Сварим борщ и компот».
(на стол ставим две кастрюльки разного цвета в красной у нас будет «борщ», а в желтой «компот». Дети под музыку сортируют овощи и фрукты, после окончания музыки, смотрим все ли правильно мы сделали.)
(после игры дети садятся на лавочку и продолжают дальше).
Хозяюшка: Давайте мы с вами дочитаем письмо от Емели, что же ещё он просит нас сделать:
Вспомните пословицы и поговорки о труде.
(дети читают пословице о труде наизусть по очереди).
• Умение и труд все перетрут.
• Дело мастера боится.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• Под лежачий камень вода не течет.
• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
• Без работы день годом кажется.
• Торопливый дважды одно дело делает.
• Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.
Хозяюшка: А кто пословицы знает о дружбе:
(дети читают пословицы о дружбе наизусть).
• Назвался другом – помогай в беде.
• Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
• Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
• Дружба дороже денег.
Хозяюшка: Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете пословиц. И Емеля вам в награду подарил вот такого петушка.
(петушок на палочке с кольцом, а к кольцу привязаны ленты, воспитатель держит палочку, дети каждый берет себе одну ленточку, и делает круг, вокруг воспитателя под музыку двигаются по кругу).
Игра «карусель» ( под русскую народную мелодию).
Хозяюшка: Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем.
(ребята присаживаются на скамеечку).
Хозяюшка: Давайте, отправим, Емели посылку, положим ему носочки, которые мы починили и отправим ему шерстяные носочки, чтобы ему не было холодно, и ножки его согрелись.
Хозяюшка: В старину, когда собирались на посиделки, то пели песни, и мы с вами сейчас тоже исполним русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся».
(дети хором с воспитателем и музыкальным руководителем исполняют русскую народную песню).
Хозяюшка: А сейчас к нам придет в гости самый главный гость посиделок - это самовар.
( звучит вступление к песне « Пых-пых, самовар»)
Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, наши бублики уже готовы.
(достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей, пока дети играли, пели песни, помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики, на слепленные из соленого теста).
Хозяюшка: Вы бубликов давно не ели?
Вы бубликов захотели?
Напекли мы их поесть
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.
( угощение бублики)
Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.
Непосредственно- образовательная деятельность развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу Сатка»
Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников.
Задачи:
- продолжать пополнять знания о своей малой родины города Сатки;
- побуждать в детях интерес, желание демонстрировать свои знания и умения;
- пополнять словарный запас детей;
- создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность.
Предварительная работа:
- создание и работа по детским проектам: «Мой город в прошлом»,
«Культурные центры г.Сатки», «Архитектура города»;
- беседы о предприятиях города;
- разучивание стихов, о Родине и городе;
- проведение конкурса детского рисунка «Мои любимые места нашего города».
Сценарий проведения мероприятия:
Ведущий: За что ребята любим мы Отчизну?
Зовем ее любимой и родной.
Она всего дороже в жизни,
Она всегда с тобой, со мной!
Нет на свете Родины красивей.
Нет на свете Родины милей.
Вот она — по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
1-й ребенок:
Россия…Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом поля, леса и реки,
Раздолье, русская душа.
2-й ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
3-й ребенок:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то что, называют
Одним широким словом: «Русь».
Ведущий: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие по городу Сатка. А на чем мы с вами будем путешествовать. Я никакого транспорта не вижу. (Оглядывается)
(Под музыку входит старик Хоттабыч.)
Хоттабыч: О! Куда это я попал? В какую страну?
Дети: Россия.
Хоттабыч: А я помню, пролетал я мимо большого города, там стоит высокая башня — Кремль. ( показ слайда 1)
Ведущий: Да, да, да это столица нашей страны Россия, называется она …
Дети: Москва!
Хоттабыч: А я еще видел красивый российский 3-х цветный флаг. Только вот не знаю, что обозначают эти цвета на флаге.
Ведущий: А мы тебе сейчас, старик Хоттабыч, расскажем об этих 3-х цветах.
Ребенок: читает стихотворение о флаге.
Три полоски флага — это неспроста;
Белая полоска – мир и чистота;
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трехцветный наш Российский флаг! ( слайд 2)
Ведущий: Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Флаг моей Родины» ( из полосок цветной бумаги нужно выбрать цвета флага).
Ведущий: Давайте, ребята, расскажем старику Хоттабычу про наш город Сатку. Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, не согласны топайте.
- Мы живем в Китае?
- Мы живем в России?
- Наш город Челябинск?
- Наш город Сатка?
- Наш город находится среди гор?
- В наших лесах водятся белые медведи, пингвины, страусы?
- В наших лесах водятся волк, лиса, белка, заяц, медведь?
- В наших лесах растут пальмы, фикусы, кактусы?
- В наших лесах растут березы, ели, дубы, сосны?
Хоттабыч: Ой, так здорово, так мне хочется посмотреть на ваш город. Все я полетел.
Ведущая: Хоттабыч, подожди. Может, ты нас возьмешь с собой в путешествие по городу?
Хоттабыч: А вы не испугаетесь высоты?
Дети: Нет.
Хоттабыч: Тогда садитесь на мой ковер самолет и полетели.
(музыка « Ковер - самолет» из х/ф)
Ведущая: Вот мы и пролетаем над нашей малой Родиной. Ребята, у каждого из нас есть малая Родина - это тот уголок, земли, где мы с вами родились, где находиться наш родной дом, это город, в котором мы живем! Как называется наш город? ( Сатка). ( слайд - стелы г.Сатки)
Первая остановка: « Достопримечательности города»
1. Это сквер с голубыми елями, цветочными клумбами и фонтаном.
A как он называется? (Сквер Славы - слайд). Самое важное в этом сквере - Вечный огонь и Стена – барельеф - всё это вместе называется мемориалом. Каждый год 9 мая вы можете со своими родителями прийти в сквер Славы, чтобы увидеть тех, кто воевал за нашу Родину и возложить цветы.
2. Ребята, посмотрите вокруг. Сквер окружают красивые здания. Вот стоит большой многоэтажный дом с флагами на крыше. Вы уже догадались, что это самый главный дом нашего города - (администрация-слайд)- где работает самый главный человек – Иван Леонидович Игнатов - который заботиться, чтобы всем было хорошо и жилось в нашем городе комфортно.
3. Из сквера видно ещё красивое бело - жёлтое здание. (Это горно-керамический колледж. Когда вы окончите школу, вы можете получить здесь профессию - столяра, сварщика, электрика, механика и др. (слайд)
4. С территории сквера можно увидеть ещё одно новое, современное здание (Банк - «Снежинский» - слайд). Как вы думаете, для чего нужен банк? (хранить деньги и ценности.)
Вторая остановка: «Предприятия города»
Хоттабыч: Я буду называть предприятия города, на которых работают ваши родные, а вы должны из трех названных выбрать правильное.
1. На каком предприятии вырабатывают молоко и всю молочную продукцию?
- Избушка на курьих ножках
- Молокозавод.
- Лубяная избушка. (слайд- молокозавод)
2. На каком заводе производят чугун и железо?
- Теремок.
- Огонь вода и медные трубы.
- Чугуноплавильный завод (Слайд)- фон песня о Магнезите.
3. На каком предприятии производят огнеупорный кирпич ?
- Тридевятое царство.
- Комбинат «Магнезит».
- Солнышко лучистое. (слайд)
Молодцы, правильно ответили на вопросы, не смог вас старик Хоттабыч запутать.
Хоттабыч: Ну, полетели дальше (во время полета наталкивается на пазлы флага и герба города Сатки).
Третья остановка: «Аттракцион «Собери флаг» (по типу разрезанных картинок)
Ведущая: Ах, случайно рассыпался флаг и герб города Сатки.
Хоттабыч: Не переживай, моя «красавица», волшебство моей бороды сейчас поможет (Хоттабыч колдует, но не получается волшебство и он расстраивается).
Хоттабыч: Ну, полетели дальше (во время полета наталкивается на пазлы гербов).
Ведущий: А мы, ребята, сейчас сами справимся. (собираем флаг и герб) -смотрим слайд.
Хоттабыч: Полетели дальше.
Четвертая остановка: «Поэтическая». (Чтение стихотворений о нашем городе)
*** (ВАЛЯ)
Меж гор безымянных, в туманном распаде (фон)
Гнездится касаткою город мой Сатка.
О Сатке тоскую, о Сатке пою,
Там сосны застыли в былинном строю,
Там горы не горы-валы Пугачева,
Там озеро волны вздымает сурово,
И город не город - заводы, поселки,
Веселые, как новогодние елки:
Цыганка, Карга, да еще Полениха,
С дворами, амбарами, запахом жмыха…
*** (Арсений)
Ах, разве вы не знали?
Живу я на Урале!
Здесь сказочные горы,
Здесь чудные леса.
А мой прекрасный город,
Старинный, но он молод.
Хранят его под солнцем
Святые небеса.
*** (Гузель)
Сатке 256 лет
Это много или нет?
Кто мне точный даст ответ:
Мама, папа или дед?
Даже умный наш сосед
Точный мне не дал ответ.
Сатка – это город мой,
Он седой и молодой.
Для меня он мой родной,
Самый лучший город мой.
Пятая остановка: «Экологическая».
Ведущий: А теперь- в путь, чтобы лучше узнать, чем богат наш край. Мы побываем высоко в горах на озере « потерянного сердца». Озеро называется « Зюраткуль».
А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Убери лишнее» ( предлагаю серию картинок рыб, животных, птиц). Ребята должны из набора картинок выбрать обитателей нашего края.
А еще на озере можно замечательно отдохнуть. Для туристов и отдыхающих есть парк с детским городком, небольшой зоопарк. В парке можно покататься на лошадях, снегоходах и даже на собачьих упряжках.
Хоттабыч: Вот интересно, я очень долго живу и не раз пролетал по этим местам, но такого красивого города я, почему то не видел.
Хоттабыч: Мне все понравилось, я очень много узнал интересного о вашем городе. Полечу я к своему другу Вольке и поведаю, о прекрасном городе Сатка.
Ведущий: А ты еще подари Вольке подарок от нас – диск о Сатке и магнитик.
Дети прощаются с Хоттабычем, ведущая дарит детям сувениры- магниты с достопримечательностями города.